Старинное русское село Кой

Сонковского района Тверской области

 

       Село Кой, известное старинное  торговое село, находится в 25 км к юго-востоку от станции Сонково Октябрьской железной дороги.

 

     В XIX – начале  XX  века селом владели дворяне Пономаревы: Николай Иванович, камер-юнкер, и его дети: Николай – полковник, Александр – поручик, Александра –  баронесса Дризен. В состав имения Пономаревых входили село Шолтомеж, деревни: Ботовицы, Глибени, Елупово, Павлово, Старово. В имении было открыто училище. На входе в дом стояли две каменные бабы. При имении рос сад, в оранжерее выращивались розы и цитрусовые культуры.

 

     Кучина Александра Николаевна (старейшая жительница села Кой) рассказывала о красочном зрелище, когда богатые любили вечером в праздники (особенно – на Пасху и на Масленицу) кататься на колясочках вдоль деревни. Лошадей наряжали, или, как говорят в Кое, «бантили».

 

        С приходом Советской власти на территории Койской волости создан «комитет бедноты» (комбед). В 1929 в селе образована коммуна «Труд», в 1931 – колхоз, которому впоследствии было присвоено имя П.В. Майорова.

     Пётр Васильевич Майоров родился в деревне Корино Сонковского района Тверской области 3 июля 1889 года. Окончил 4 класса церковно-приходской школы. В 14 лет уехал в Петроград и поступил на завод «Новый Лессер», там же вступил в марксистский рабочий кружок. В 1914 году организует Тверское земличество, возглавляет отряд рабочей милиции. Майоров участвует в штурме Зимнего дворца. Делегат  Второго Всероссийского съезда Советов от Кашинского уезда Тверской губернии. Член ВЦИК. 20 января 1919 погиб на Уральском фронте. Именем П.В. Майорова назван проспект в Санкт-Петербурге.

 

     В селе было четыре храма, и у каждого – свои прихожане. Самая красивая – Церковь Троицы Животворящей (1721 – 1731); с оградой и воротами, с двумя торговыми рядами и часовней (1805), построена с благословения архиепископа ростовского и ярославского Георгия. В этом храме служил священник Виктор Николаевич Ильинский, родившийся 31 октября 1872 года в селе Кой Сонковского уезда Тверской губернии в семье диакона Николая Арсеньевича Ильинского. По окончании учительских курсов в Новгородской губернии вернулся в родное село, был учителем в Койской церковно-приходской школе, а с 1906 года стал служить в храме псаломщиком. С 1912 года он диакон той же церкви, а с 1930 – священник..

 

    Едва в 1918 году в России была установлена советская власть, начались гонения на Православную Церковь. Отец Виктор первый раз был арестован в 1920 году, обвинен в сокрытии излишков хлеба и приговорен к трем месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из заключения священник вернулся в родное село. В 1927 году местные власти развернули кампанию по закрытию храма в селе Кой. Прихожане энергично выступили с протестом против действий властей. Около шестидесяти женщин отправились в сельсовет и потребовали прекращения пропагандистской кампании по закрытию храма. Верующие действовали столь уверенно и решительно, что властям пришлось уступить, кампанию прекратить и от своих планов временно отказаться. ОГПУ стало искать повод арестовать священника. В 1930 году власти арестовали его и приговорили к восьми месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Виктор из заключения вернулся в свой храм. Преследования священника не прекратились — в 1934 году о. Виктор был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей и мелкой разменной монеты. Его приговорили к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере, но по состоянию здоровья в 1935 году он был освобожден и вернулся в родное село. В марте 1936 года сотрудники НКВД произвели в храме обыск и изъяли церковные регистрационные книги о родившихся, умерших, сочетающихся браком. Священнику был учинен допрос по поводу найденных книг. Отец Виктор ответил, что записи велись согласно долгу его священнической службы на основании распоряжения благочинного протоиерея Николая Троицкого и архиепископа Тверского и Кашинского Фаддея. Отец Виктор продолжил служить в храме. К 1937 году число постоянных прихожан значительно увеличилось. 12 ноября 1937 года священник Ильинский арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. 27 ноября 1937 года по приговору тройки НКВД священник Виктор Ильинский был расстрелян. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священник койской церкви Виктор Ильинский причислен к лику святых для почитания Исповедников Российских.

 

   В счастливые для Коя времена село славилось ярмарками, проводившимися на протяжении всего года и приуроченными к календарным и церковным праздникам. Сюда стекался торговый люд из Рыбинска, Череповца, Твери, Устюжны и даже из Новгорода. Торговали разным товаром: птицей, рыбой, свиньями, мукой и дегтем. Особенно славились койские конные ярмарками: привозили лошадей отовсюду. Ярмарка в селе Кой сохранилась в памяти людей, как яркое событие –  пёстрый праздник. Балаганы, летом – качели, карусели, зимой - ледяные горки. Бойкие продавцы умели так обрабатывать покупателей, что те и опомниться не успевали, как набирали ненужные товары. К сожалению, память не донесла до нас имен остроумных продавцов. Остались только их веселые присловия.

 

  Особенно тяжелыми для крестьян выдались годы Великой Отечественной войны. Мужчины ушли на фронт, дома остались только женщины, дети и старики. На их плечи и легла трудоёмкая крестьянская работа. Здесь было не легче, чем на передовой: накормить и обуть-одеть детей, работать в поле и дома, растить хлеб для фронта... Лошадей в селе не оставалось, они тоже были отправлены на фронт. Пахали на волах или копали землю вручную. Кроме того, молодых девушек, женщин, а также подростков направляли то на рытье окопов под Тверь, то на лесозаготовки, то на торфоразработки.

        Окончилась война. Немногие вернулись с фронта. В каждой семье не досчитались отца, брата или сына. На деньги односельчан в 1975 году в Кою был открыт памятник Скорбящей матери. Ежегодно односельчане 9 мая приходят к памятнику, чтобы воздать почести погибшим. Венки, живые цветы возлагают и на сельском кладбище – к небольшому памятнику на воинском захоронении. Это могила двух летчиков, погибших при выполнении боевого задания и похороненных здесь в 1941 году. Долгое время могила была безымянной.  Учащиеся Койской восьмилетней школы искали имена летчиков. Их старания не были напрасны. Из письма, пришедшего из Центрального архива Министерства Обороны СССР в апреле 1988 года, узнали фамилии погибших воинов. Это Марчишин и Баранов…

 

      К сожалению, Кой из большого торгового села с четырьмя храмами и часовней, с многочисленным населением превратился в деревню из двух-трёхсот человек, для которых работает магазин, почта, библиотека, дом досуга.

История...

Село Кой на фотографиях

Лаврикова Николая Андреевича