8 (48 246) 213-28        admin@dk-sonkovo.ru        info@dk-sonkovo.ru

МУК «Сонковский межпоселенческий Дом досуга»

Старинное русское село Кой

Сонковского района Тверской области

     «Царь Славы, освятися жертвенник господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа во храме святыя Живоначальныя Троица при державе благочестивейшего самодержавнейшаго великого государя императора Петра Алексеевича...России самодержца…». Гласит надпись на плите второго этажа храна на западной стене.

      В победах России над Швецией в Северной войне (1700 - 1721 гг.), которая освободила выход России в Балтийское море, участвовали и стольники и новокрещенные полковой службы Нелединские-Мелецкие: Степан Петрович (1654 – 1737 гг.) и его сын Юрий Степанович (1674? – до 1755 гг.).

Строительство церкви Живоначальной Троицы (1721-1731)

Фамильный герб

Нелединских-Мелецких

Воплощение победы России в Северной войне ‒ строительством

церкви Живоначальной Троицы в селе Кой Углического уезда.

   Во время Северной войны они выполняли не только гражданские царские поручения, но и военные. Степан Петрович с 1700 г. по 1710 г. участвовал в формировании солдатских полков, А Юрий Степанович в 1705 г. в формировании солдатских и драгунских полков. В 1710 г. Юрий Степанович назначен членом думы. С 1712 г. Юрий Степанович служил обер-комендантом Ярославля, фактически выполняя финансовые и судебные функции бывших воевод.

 

   После Гангутской победы в Северной войне в 1714 г. отец и сын Нелединские ‒ Мелецкие решили построить каменную церковь, в самом богатом из их поместий ‒ в селе Кой Углического уезда Петербургской губернии. По их замыслу, она не только утверждала победу в Северной войне, но и победы предшествующих поколений, что проявилось в традиционности архитектуры самой церкви. Она планировалась строиться в традициях русского зодчества XVII века: высокий двухэтажный четверик пятиглавого четырехстолпного храма (2-й этаж двухсветный) с выступами трех полукружий апсиды и окруженного с трех сторон открытой двухэтажной галереей.

 

      После 1714 г. Степан Петрович обратился к Архиепископу Ростовскому и Ярославскому Досифею с прошением о строительстве новой каменной церкви. После получения благословенной грамоты на строительство в 1717 г. началась её подготовка к строительсту церкви под руководством московского дворцового каменщика Т.М. Воробьева, который начал с составления проекта здания храма.

    С этого времени крестьяне села Кой, руководимые «выборным» И.И. Жильцовым, начали заготавливать материалы для строительства Троицкой церкви. Уже весной 1718 г. в Кой было доставлено из Старицкого уезда 2000 бочек извести и других материалов.

 

       20 (31) января 1721 г. Архиепископ Ростовский и Ярославский Георгий

благословил на начало строительство в селе Кой церкви Живоначальной Троицы. В конце декабря 1730 г. церковь была построена. При постройке был использован местный кирпич, который придает цвет стенам церкви.

 

    Фасады церкви («четверика») разделены наружными пилястрами в виде плоских лопаток на три части («прясла»). Расположение наружных пилястр-лопаток соответствует внутреннему расположению подкупольных столбов.

      Прясла стен прорезаны прямоугольными окнами. На окнах кованые решетки со стилизованным крестовым и цветочным орнаментом.  

 Восточная стена дополнена полукруглой апсидой с отделенными друг от друга пилястрами и кирпичным поясом, обозначающим междуэтажное членение с трёх других сторон. Нижную часть храма с трех сторон опоясывает широкая двухэтажная открытая галерея.       

   В галереях и паперти - трехчастные окна в духе «серлиано» (арочный проем в центре, флакированный более узкими прямоугольными).

  Четверик храма завершался, видимо, кокошниками (ложными закомарами). в основании которых проходит кирпичный карниз, украшенный поребриком.

   Четырехскатное деревянное покрытие кровли было увенчано деревяннми пятью куполами луковичной формы на барабанах. Купол большого размера в центр, прорезан узкими прямоугольными окнами. Диагонально по углам здания четыре купола меньшего размера. Крыша, возможно, имела цвет дерева.

  С северной, южной и западной стороны четверика были расположены крыльца с лестницами на второй этаж галереи. Вход в верхний храм с галереи второго этажа выполнен в виде перспективного килевидного портала.

  Эти и другие особенности внешней архитектуры здания церкви Живоначальной Троицы напоминают стрение дворцового типа, которое настраивает прихожан на торжественную парадность. А галереи, принижая высоту здания, придают ему легкость восприятия, надежду на воплощение жизненных планов.

    Войдя внутрь здания церкви, прихожане надеются укрепиться в вере, что есть другой мир не похожий на земной с его сложными проблемами. Это подчёркивается четвериковой формой здания внутри церкви, которая напоминает о земной жизни.

     Однако прочные четыре столпа, тянущиеся от пола первого этажа до крыши церкви создают у прихожан чувство уверенности в земной жизни.

    Нижний теплый храм отличался невысоким потолком с крестовыми сводами, которые вызывали у прихожан чувства конечности земных проблем. В нижнем храме был престол во имя Святителя Николая Чудотворца.

  В верхнем холодном храме прихожане приобретают чувство неразрывности земной и небесной жизней, т. е безконечную перстпективу, надежду. Здесь своды несут арки, соединяющие столпы и стены. Они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами.

     Световой барабан, расположенный в центре храма между столпами, освещает подкупольное пространство. Он даёт прихожанам надежду не только своим светом, но и округой формой, формой спокойствия и уверенности.

      Вместо лестничных башен в верхнем храме была устроена лестница в толще западной стены для прохождения на хоры.

В верхнем храме располагался изначально престол во имя Святой Живоначальной Троицы.

       Архитектура храма подчеркивала торжественность победы и светлого будущего России в Северной войне со шведами, которые как побежденные участвовали в строительстве церки.

   В 1731 г. церковь была освящена Архиепископом Ростовским и Ярославским Иоакимом.

   В дальнейшем совершенствование торжественности архитектуры здания церкви придавало больше уверенности в будущее прихожанам, которые старались её сохранить до 60-х годов XX века.

                                                          

Сергей Ершов, социальный психолог.

Санкт-Петербург, 13 сентября 2020 г.

 

P.S. Автор предлагает читателям уточнить и исправить замеченные несоответствия фактам. Автор с благодарностью их примет. saershov46@mail.ru